Страничка для родителей
«Величайшая ошибка, которую только можно сделать в
деле воспитания, — это чересчур торопиться».
Ж. Руссо
Родительское собрание
"Агрессия детей, ее причины и предупреждение"
Уважаемые родители добрый вечер, хочу наш разговор сегодня начать с необычного вступления:
Прожили люди жизнь неразумную, и подошли к пропасти. Дальше – гибель!
– Как же нам быть, кто нас спасёт? – забеспокоились люди. Пошли к мудрецу.
– С восходом Утренней Звезды придет Путник Вечности. Он спасёт вас! – сказал им
мудрец.
Люди всю ночь стояли у дороги и ждали восхода Утренней Звезды; надо было
встретить Путника Вечности.
– Нет он… И этот не он… И тот не он… – говорили люди, видя ранних спешащих.
Один не был облачён в белые одежды – значит, не он. У второго не было длинной
белоснежной бороды – тоже не он. Третий не держал в руках посох и не выглядел
усталым – значит, и тот был не он.
Вот и взошла первая утренняя звезда. Где-то запел жаворонок. Где-то заплакал
ребенок.
Но вот взошла Утренняя Звезда.
Люди уставились на дорогу – где Путник?
Где-то запел жаворонок.
Где-то заржал жеребенок.
Где-то заплакал ребенок.
А Путника Вечности на дороге люди не увидели.
Пришли к мудрецу с жалобой:
– Где же обещанный Путник Вечности?
– А плач ребенка вы услышали? – спросил мудрец.
– Но это плачь новорожденного! – ответили люди.
– Он и есть Путник Вечности! Он ваш спаситель!
Так люди увидели ребёнка – свою надежду.
– Ребенок – это и есть Путник Вечности!
Именно от него зависит спасение человеческого рода. А почему? – Ведь именно ему жить в будущем. Родители
– первые воспитатели для своего ребенка и останутся ими на всю жизнь. Ведь
народная мудрость не зря гласит: “яблоко от яблони не далеко падает”, “он сын
своего отца”, “впитал с молоком матери”.
В современный период развития нашей страны, когда идеалы пионерии и комсомола
перестали быть значимыми, а новая философия, идея воспитания гражданина России
отсутствует, вряд ли найдётся человек, который бы утверждал, что не происходит
нарастание агрессивности нашего общества в целом и отдельной личности в
частности. Агрессия «молодеет» с каждым годом. И вам родителям и нам педагогам в
таких условиях повседневной жизни трудно определиться, на что должны быть
направлены их усилия, чтобы помочь адаптироваться ребёнку в мире, полном
насилия и агрессии.
К тому же не всегда наши ожидания
соответствуют реальной картине. Иногда в наших детей вселяется бесенок, и он
становиться неуправляем. Теряет контроль и начинает обижать младших, получает
двойки и говорит грубости родителям и учителям. Что же случилось с нашим
ребенком, ведь мы возлагали такие большие надежды на него, а
он груб, невежлив, и зачастую просто агрессивен. Для того, чтобы
это понять мы и должны сегодня это обсудить.
Агрессивное поведение детей станет понятнее, если разобраться в сущности
самого понятия агрессии.
Латинское слово «агрессия»
означает «нападение», «приступ», или намеренные действия, направленные на
причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному. Агрессия может
проявляться как физически (нанесение вреда здоровью людей, порча предметов),
так и вербально, т.е. словесно (оскорбления, угрозы, преследования и др.).
Не
стоит путать агрессию с агрессивностью.
- Агрессивность – это
свойство личности, выраженная в готовности к агрессии
Уважаемые родители столкновение
с детской агрессивностью всегда вызывает у вас недоумение, растерянность.
Обычно первое, что делают родители – наказывают ребёнка. Если проявление
агрессии становится постоянным, они могут обратиться к психоневрологу. Но
проявления жестокости и непослушания не всегда свидетельствует о наличии у
детей каких – либо психических отклонений. Часто ребёнок, сталкиваясь с
неразрешимой для него проблемой, просто не знает, как себя правильно вести.
Чтобы помочь ему, необходимо, прежде всего, выяснить возможные причины его
агрессивности.
Причины агрессивного поведения:
- Взаимоотношения со сверстниками.
Период развития ребёнка в 12 – 13 лет
противоречив. У детей возникает чувство взрослости. В организме происходят
изменения, расширяются права и обязанности в семье. Возникают противоречия в
отношениях со старшими. Родители и учителя взывают к чувству взрослости
ребёнка, когда напоминают ему о его обязанностях. Но, зачастую, не могут
преодолеть в себе стремление ограничить его самостоятельность. И, наоборот, сам
младший подросток, требуя отношения к себе, как ко взрослому, не всегда умеет
правильно распорядиться своими правами. Общение со сверстниками для него
становится большей ценностью, чем общение с родителями, учителями. Но
потребность самоутвердиться, найти своё место в коллективе не всегда
удовлетворяется в той мере, как хотелось бы ребёнку. Агрессивность некоторых
детей проявляется в том, что они иногда понимают поведение окружающих как
враждебное. Например, дружеское подтрунивание над внешним видом, поступком,
ошибкой в выполнении задания, они могут воспринимать как насмешку, оскорбление.
Отсюда возникает желание дать «отпор» обидчику.
- Отношения в семье.
Агрессивное поведение родителей в
отношениях между собой и своими детьми: оскорбления, крики, хамство, унижение
друг друга – всё это приводит к тому, что такое общение становится нормой жизни
для ребёнка.
- Противоположные требования родителей.
Противоречивое поведение в отношении к
ребёнку, когда мама и папа предъявляют к нему противоречивые требования, также
может спровоцировать проявление агрессивности. Например, отец считает, что
ребёнок должен переделать домашнее задание, а мать жалеет его, не проявляет
настойчивости. И всё это происходит на глазах у сына или дочки. Такие споры
между родителями, особенно, если они повторяются регулярно, также могут
привести к проявлению агрессии.
- Непоследовательность родителей.
Непоследовательность родителей в
формировании нравственных ценностей, когда сегодня им удобны одни нормы в
поведении детей, а завтра другие. Ребёнок видит нечестность,
непорядочность, несправедливость, болезненно переживает такие ситуации. Это
приводит к озлоблению, агрессивности по отношению к взрослым.
- Особенности биологического развития ребёнка.
Некоторые черты его характера также могут обуславливать агрессивность. Дети с гипервозбудимостью, раздражительные, склонные к эмоциональным вспышкам нуждаются в помощи специалиста.
Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых,
поэтому главная наша задача заключается не в том, что бы поставить «точный»
диагноз, или «приклеить ярлык», а в оказании посильной и своевременной помощи
ребёнку.
Как же выявить агрессивного ребёнка?
Психологами разработаны критерии определения агрессивности
Критерии агрессивности ребенка:
1. Часто теряет контроль над собой.
2. Часто спорит, ругается с взрослыми.
3. Часто отказывается выполнять правила.
4. Часто специально раздражает людей.
5. Часто винит других в своих ошибках.
6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.
7. Часто завистлив, мстителен.
8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей
и взрослых), которые нередко раздражают его.
Предположить, что ребёнок агрессивен,
можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении
проявлялись хотя бы 4 из перечисленных признаков.
Попробуйте определить уровень агрессивности у вашего ребенка. Прочитайте высказывания, подходят ли они к вашему ребёнку или нет.
Если они подходят, то ответ «да», если
нет – соответственно ответ «нет».
- Временами кажется, что в него вселился злой дух.
- Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.
- Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно
старается отплатить тем же.
- Иногда ему без всякой причины хочется выругаться
- Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки,
что-то разбивает, потрошит
- Иногда он так настаивает на чём-то, что
окружающие теряют терпение
- Он не прочь подразнить животных.
- Переспорить его трудно
- Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над
ним подшучивает.
- Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то
плохое, шокирующее окружающих
- В ответ на обычные распоряжения стремится сделать
всё наоборот
- Часто не по возрасту ворчлив
- Воспринимает себя как самостоятельного и
решительного
- Любит быть первым
- Неудачи вызывают у него сильное раздражение,
желание найти виноватых
- Легко ссорится, вступает в драку
- Старается общаться с младшими и физически более
слабыми
- У него редки приступы мрачной раздражительности
- Не считается со сверстниками, не уступает, не
делится
- Уверен, что любое задание выполнит лучше всех
Положительный ответ (да) на каждое предложенное утверждение оценивается в 1
балл.
Критерии оценки
Высокая агрессивность – 15-20 баллов.
Средняя агрессивность – 7-14 баллов.
Низкая агрессивность – 1-6 баллов.
Уважаемые родители
на мгновенье закройте глаза и мысленно
представьте лицо своего любимого ребёнка. И запомните для себя , что агрессивность проявляется, если
ребёнка
бьют;
над
ребёнком издеваются;
над
ребёнком зло шутят;
ребёнка
заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;
родители
заведомо лгут;
родители
пьют и устраивают дебоши;
родители
воспитывают ребёнка двойной моралью;
родители
нетребовательны и неавторитетны для своего ребёнка;
родители
не умеют любить одинаково своих детей;
родители
ребёнку не доверяют;
родители
настраивают ребёнка друг против друга;
родители
не общаются со своим ребёнком;
вход
в дом закрыт для друзей ребёнка;
родители
проявляют по отношению к ребёнку мелочную опеку и заботу;
родители
живут своей жизнью, и в этой жизни нет места их ребёнку;
ребёнок
чувствует, что его не любят.
Рекомендации родителям по снижению уровня агрессии детей
1. Не надо сразу ругать и наказывать
ребёнка за агрессивные поступки, обзывать его плохим ребёнком, тираном и т.п.
Надо показать, что вы очень расстроены; сказать, что вы не ожидали от него
такого поведения. Ребёнок должен понять, что, несмотря на то, что вы не
одобряете его поведение, вы всё равно хорошо к нему относитесь и хотите вместе
с ним решить эту проблему.
2. Будьте внимательны к своему ребёнку, почувствуйте его эмоциональное
напряжение.
3. Учитесь слушать и слышать своего ребёнка.
4. Научитесь любить своего ребёнка таким, каков он есть.
5. Предъявляйте разумные требования к ребёнку, и будете иметь послушание,
повиновение и исполнительность.
6. Ну и, конечно же, уделяйте ему больше внимания!!!
Очень часто даже в школе агрессивность ребёнка проявляется в
употреблении нецензурных выражений. Что делать в этой ситуации:
- Объясните
детям, что люди используют ругательства лишь в крайнем случае, когда от
отчаяния им уже не хватает сил и слов.
- Следите
сами за своей речью.
- Если
ребёнок спрашивает о значении того или иного бранного слова, не следует
уходить от ответа. Постарайтесь так объяснить ребёнку значение слова,
чтобы ему самому не захотелось его употреблять. В крайнем случае скажите,
что слово настолько отвратительно, что вы не можете произнести это вслух.
- Если
ребёнок интересуется, почему люди произносят такие слова, скажите,
например, что так говорят несдержанные и невоспитанные, когда хотят
обидеть или разозлить другого человека.
Все оставляяет свой след
· Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за успехи и достижения, будьте при этом искренними.
· Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против объективных трудностей, станьте его союзником, а не противником или сторонним наблюдателем.
· Обучая левшу, старайтесь сделать процесс обучения ярким и красочным, привлекайте наглядные пособия, чтобы он мог обучаться не столько через слова, сколько через предметы. Не переучивайте левшу — дело не в руке, а в устройстве мозга.
· Постарайтесь, чтобы главным для вас стало не только научить чему-либо, сколько сделать так, чтобы ребенок захотел научиться, не потерял интерес к учебе, почувствовал вкус к познанию нового, неизвестного, непонятного.
· Ребенок не должен панически бояться
ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не
вырабатывать у ребенка страха перед ошибкой. Чувство страха — плохой советчик.
Оно подавляет инициативу, желание учиться да и просто радость жизни и радость
познания.
· Старайтесь не преподносить детям истину, а
научите находить ее. Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте
самостоятельный поиск ребенка.
· Задавайте вопросы вместо приказаний.
Не забывайте не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для
мальчиков.
· Дайте возможность ребенку спасти свое лицо.Пользуйтесь поощрением так, чтобы недостаток, который вы хотите исправить, выглядел легко исправимым, а дело, которым вы хотите его увлечь, легко выполнимым.
РОДИТЕЛЯМ ВАЖНО ЗНАТЬ!
Ø
Необходимо понять и принять тревогу ребенка - он имеет на нее полное право.
Интересуйтесь его жизнью, мыслями, чувствами, страхами. Научите его говорить об
этом, вместе обсуждайте ситуации из школьной жизни, вместе ищите выход. Учите
делать полезный вывод из пережитых неприятных ситуаций - приобретается опыт,
есть возможность избежать еще больших неприятностей и т.д. Ребенок должен быть
уверен, что всегда может обратиться к Вам за помощью и советом. Даже если
детские проблемы не кажутся Вам серьезными, признавайте его право на
переживания, обязательно посочувствуйте ("Да, это неприятно,
обидно…"). И только после выражения понимания и сочувствия помогите найти
решение выход, увидеть положительные стороны.
Ø
Помогайте ребенку преодолеть тревогу - создавайте условия, в которых ему
будет менее страшно. Если ребенок боится спросить дорогу у прохожих, купить
что-то в магазине, то сделайте это вместе с ним. Таким образом вы покажете, как
можно решить тревожащую ситуацию.
Ø
Если в школе ребенок пропустил из-за болезни много дней, попробуйте сделать
его возвращение постепенным - например, придите вместе после уроков, узнайте
домашнее задание, пусть разговаривает с одноклассниками по телефону; ограничьте
время пребывания в школе - не оставляйте первое время на продленку, избегайте
перегрузок.
Ø
В сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребенка - предложите
подумать и справиться с проблемой вместе, иногда достаточно просто Вашего
присутствия.
Ø
Заранее готовьте тревожного ребенка к жизненным переменам и важным событиям
- оговаривайте то, что будет происходить.
Ø
Не пытайтесь повысить работоспособность такого ребенка, описывая
предстоящие трудности в черных красках. Например, подчеркивая, какая серьезная
контрольная его ждет.
Ø
Делиться своей тревогой с ребенком лучше в прошедшем времени: "Сначала
я боялась того-то ..., но потом произошло то-то и мне удалось ..."
Ø
Старайтесь в любой ситуации искать плюсы ("нет худа без добра"):
ошибки в контрольной - это важный опыт, ты понял, что нужно повторить, на что
обратить внимание...
Ø
Важно научить ребенка ставить перед собой небольшие конкретные цели и
достигать их.
Ø
Учите ребенка (и учитесь сами) расслабляться (дыхательные упражнения, мысли
о хорошем, счет и т.д.) и адекватно выражать негативные эмоции.
Ø
Помочь ребенку преодолеть чувство тревоги можно с помощью объятий,
поцелуев, поглаживания по голове, т.е. телесного контакта. Это важно не только
для малыша, но и для школьника.
Ø
У оптимистичных родителей - оптимистичные дети, а оптимизм - защита от
тревожности.
Ø
Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей.
(Например, нельзя говорить ребенку: "Много ваши учителя понимают! Бабушку
лучше слушай!")
Ø
Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких
причин то, что вы разрешали раньше.
Ø
Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут
выполнить. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше
лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших
успехов не забудьте похвалить.
Ø
Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.
Ø
Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выберите
для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не
чувствовал себя ущемленным.
Памятка для родителей как не «просмотреть подростка».
Чрезвычайно важно не «проспать» периода начала употребления подростком наркотиков. Можно выделить некоторые признаки, проявление которых должно стать поводом для более внимательного отношения к подростку и его проблемам:
Ø
Исчезновение денег или ценностей из дома;
Ø
Увеличение требуемой подростком суммы денег на карманные расходы;
Ø
Необычные, неизвестные Вам и ранее не встречавшиеся порошки, капсулы,
таблетки;
Ø
Смятая фольга, иглы и шприцы;
Ø
Неожиданные перемены настроения от активности к пассивности, от
радости к унынию, от оживленного состояния к вялому инертному;
Ø
Необычные реакции: например, раздражение, агрессивность, вспыльчивость или
чрезмерная раскованность и болтливость;
Ø
Потеря аппетита, снижение веса;
Ø
Потеря интереса к вещам, которые раньше были для подростка важным, хобби,
учебе, спорту, друзьям;
Ø
Резкое изменение круга друзей;
Ø
Немотивированность и нехарактерные приступы сонливости;
Ø
Необычные пятна, запахи или следы на теле и одежде подростка;
Ø
Проявление скрытности в поведении;
Ø
Лживость, отказ сообщать о своем местонахождении;
Ø
Невнятная речь;
Ø
Пропуск занятий или неожиданное и беспричинное снижение успеваемости в
школе.
Многие из
перечисленных здесь признаков употребления наркотиков совпадают с типичными
особенностями подросткового поведения. Поэтому не делайте слишком поспешных
выводов. Но – бережного Бог бережет.
·
Прочитать и узнать о наркотиках все, что можно.
·
Изучить сигналы опасности, чтобы знать, как определять стадию
наркозависимости.
·
Определить четкую позицию против любого вида наркомании.
·
Попытаться стать для детей образца поведения, сделать так, чтобы слово
взрослых в доме не расходилось с делом.
·
Построить семейные отношения таким образом, чтобы с детьми можно было
обсуждать любые проблемы.
·
Установить правила, которым все в доме должны следовать.
·
Поощрять участие детей в интересных конструктивных начинаниях и делах.
·
Поддерживать в ребенке независимость и самоуважение.
·
Нести ответственность за ребенка, но всегда быть готовым помочь и чужим
детям.
·
Поддерживать своих детей в их желании приглашать в дом
друзей.
·
Познакомиться с родителями друзей своего ребенка.
·
Научиться слушать и слышать своих детей.
Чего не должны
родители.
·
Считать нормой пьянство или употребление наркотиков.
·
Предлагать алкоголь и табак детям, не достигшим
совершеннолетия.
·
Финансировать или давать детям разрешения на действия, которые нельзя
проконтролировать.
·
Ругать или наказывать ребенка, когда он пьян или находится в наркотическом
дурмане.
·
Угрожать ребенку.
·
Ждать принудительных мер школы или представителей закона, которые
помогут вашим детям вернуться к нормальной жизни.
·
Впадать в уныние, если ваша первая попытка исправить положение не удалась.
Ребенок должен знать, что вы не опустили руки и обязательно пойдете дальше.
·
Отчаиваться, «решив», что все кончено; помнить, что безнадежных случаев не
бывает.
Информационная безопасноть
Комментариев нет:
Отправить комментарий